Downgrade-a

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Downgrade-a » Hardware » Микросхемы звукогенераторов или от меандра до wavetable синтеза


Микросхемы звукогенераторов или от меандра до wavetable синтеза

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

С сегодняшнего дня ваш покорный слуга решил начать серию познавательных топиков под общей темой: Звук на старых компьютерах и консолях.
Постараюсь объяснить в чем же прелесть того или иного чипа, с примерами звучания. Итак, погнали!

Чип дня - Atari POKEY (1982). Почему же я не начал по хронологическому порядку с писи хрюкера? А вот так вот с вражеской платформы?
Ну вот так вот лежит душа!
Характеристики чипа: Pokey имеет на борту 4 генератора меандра с изменением скважности, регулировкой громкости и фильтром  высоких частот. Главная фишка этой микросхемы, что у нее несколько конфигураций каналов: в первом режиме четыре 8-bit канала, во втором два 16-bit канала, в третьем один 16-bit и два 8-bit канала, а так же два канала могут работать на частоте процессора, с двумя делителями частоты на 15kHz или 64kHz. Присутствует псевдо-случайный генератор чисел. Однако, микросхема изначально задумывалась еще и как контроллер аналоговых джойстиков и клавиатуры.  Благодаря вышеприведенным характеристикам получается ну очееень специфичный музон. Послушайте сами

Видео



Так же распространена двухмикросхемная модификация компьютеров для получения стерео звука и 8-ми каналов(4 правый в канал 4 в левый)
Где использовался чип: Atari 400/800/XL/XE (компьютеры), Atari 5200 (консоль)
Музон можно нарыть тут: http://asma.atari.org/
Чем послушать музяку: http://asma.atari.org/bin/ds072en.zip (MS-DOS плеер)  http://asma.atari.org/bin/in_sap22.exe (плагин для Winamp)
Чем создавать музон: http://raster.infos.cz/atari/rmt/rmt.htm (Windows)

Отредактировано xak45 (2016-05-05 15:28:30)

+1

2

xak45 написал(а):

А вот так вот с вражеской платформы?

чёйто она вражеская то =) ?

Звук очень забавный, я бы сказал иногда даже звуки смешные.

0

3

Ухх! Сегодня мы убьем двух зайцев, а именно зайцев сидящих внутри Sega Mega Drive - это Yamaha YM2612 и Texas Instruments SN76489.
Sega Mega Drive(1988) это культовая приставка у которой была долгая и сложная судьба (SNES отцтой)
YM2612 (198X) - это 6-ти канальный FM синтезатор со всеми вытекающими последствиями, причем каждый канал независим.
У каждого канала есть четыре генератора частоты. Вдобавок имеется генератор сверхнизкой частоты,
два программируемых таймера и аналоговый стерео выход(каждый канал можно панорамировать).
Шестой канал можно использовать в качестве ЦАП-а, при этом 5 каналов остаются доступными для FM синтеза. (а это очень и очень круто)
Про FM синтез лучше почитать на вики, тут поговорим о недостатках и достоинствах FM-синтеза. Yamaha собсна и была первопроходцем в этой области.
Недостаток - это нереалистичность тембров, которые вообще можно получить от FM синтеза.
Отсюда вытекает и достоинство - некоторые тембры настолько нереальные, что очень клёво звучат на слух =)

SN76489 (1979) - это три программируемых генератора меандра с возможностью регулировки усиления и моно-выходом.
Имееца один генератор шума. Звук своеобразный(на голом меандре далеко не уедешь, однако)
Является одной из самых первых микросхем звукогенераторов. Мастерски использовалась для запила эффектов, ну или как ведущий соло-инструмент.
Список известных систем, где она использовалась:
Colecovision, Sega Master System, Sega Mega Drive, BBC Micro, IBM PCjr, Tandy 1000, Texas Instruments TI-99/4A.
Так вот о наших баранах, в Sega MD помимо основного процессора m68к, был установлен еще Z80, и он использовался как контроллер двух
микросхем YM и SN. На самом деле музыку мог играть как и Z80 так и m68k, но поподробнее об этом читать тут http://elektropage.ru/publ/o_prekrasnom/articles/2
Фишка в том что когда у системы несколько звукогенераторов и архитектура позволяет играть PCM-семплы,
грех этим не воспользоваться и это очень сильно развязывает руки музыкантам и программистам в творческом плане.
(нельзя же просто играть оцифровки, памяти мало, а голь на выдумки хитра! Хе-хе)
Тем временем мне надоело писать, я просто покидаю музыки...

Пример звучания SN64789


Музыка с SEGA MD: YM2612 + SN76489






YM2612 еще был внутри японского компьютера FM Towns , но ему там еще одна МС помогала в звукогенерации - Ricoh RF5C68
(всего лишь 8-ми канальный PCM чип, скучно до ужаса, его братишка RF5C164 делал то же самое в провальной Sega CD - воспроизводил семплы)
Звук на FM Towns неплохой, хороший. Но мне на слух больше Mega Drive нраиса=)

FM Towns

Кто читал и неравнодушен тот молодец и должен плюсануть, а кто нет shpx lbhefrys. Скорее всего это последний выпуск, не вижу смысла писать, скучные вы :-/
Хотя еще нужно рассказать об AY-8910, Commodore SID, Ricoh 2A03 КР580ВИ53.
Музон можно нарыть?  Чем послушать музяку? - Мне лень, сами гуглите
Чем создавать музон: SN76489 - MOD2PSG(Win), YM2612 - DefleMask(Win)

Отредактировано xak45 (2016-11-02 16:40:55)

0

4

Ага! А вы думали что я перестану писать? Фигушки! Буду с утроенной силой надоедать своей писаниной.
Но вернемся к теме сегодняшнего разговора - Atari TIA (1977)
Волга, спасибо тебе за вдохновение!

https://pp.vk.me/c628225/v628225350/4bdc9/oN89y7V5sQ8.jpg

TIA (Television Interface Adaptor) - микросхема формирования телевизионного сигнала и звукогенератор. Она же и является сердцем
игровой приставки Atari 2600, наряду с MOS 6507(CPU) и MOS 6532(I/O). Вся архитектура это почти одна сплошная экономия.
Всего 128 байт ОЗУ и 4кб программы на ПЗУ(картридж). На дворе напомню был 77-ой год, ОЗУ было дорогим и чтобы не хранить копию экрана,
TIA нужно было заставлять отрисовывать кадр каждый раз заново! Звук генерируется не менее изощренно.
Звук в TIA это 2-х канальный генератор различных разновидностей меандра и шума.
Каждый генератор имеет 5-разрядный делитель частоты и 4-битный регистр управления вкупе с 4-битным регистром поканального регулирования громкости.
Увы, в те дремучие времена TIA использовался только для звуковых эффектов, но не для музыки.
Кстати, разработчик TIA - Джей Майнер, более известный как разработчик чипсета компьютера Amiga
Почитать подробнее про звукогенерациию можно тут: http://www.randomterrain.com/atari-2600 … sound.html

Примеры звучания


Крутой музыкант cTrix покоряет Японцев зачетным треком

Эмулятор приставки - Stella, z26 (MS-DOS/Win)
Где достать ромы - http://www.emu-land.net/consoles/2600/roms
Не всем формат у нас вышел, ну да ладно.

А у нас на очереди AY-3-8910(даже страшно писать,спектрумисты набегут высказать свое мнение), Commodore SID, Ricoh 2A03 и конечно же КР580ВИ53.

Отредактировано xak45 (2016-11-02 16:42:08)

0

5

Аффтар жжот, пиши исчо!  :cool:

0

6

Полтора часа писал новое сообщение, в итоге случайно зарыл вкладку и весь результат на*уй
Микросхема КР580ВИ53(Intel i8253/i8254). В ПК подключалась к пьезо-излучателю и в простонародье названа пеце хрюкер, спикер, бипер.
Эта микросхема программируемый трехканальный таймер, одновибратор, делитель частоты и счетчик.
Именно трехканальный и программируемый. В советских компьютерах заменял звукогенератор. Голый меандр, даже без регулировки громкости.
Умельцы применяли ШИМ(широтно импульсная модуляция). Таким макаром игралась терекерная музыка и всевозможные оцифровки.
В ПК был именно таймером, 1 его канал и использовался для проигрывания...эээ...всевозможных звуов.
Но в IBM PC Jr. поставили вполне себе нормальный SN76489, но как известно время ушло и не совсем совместимая машинка провалилась.

Так как все перлы стерлись вместе с вкладкой(ненавижу!!!), смотрите видяшки




Где был: Радио 86-рк совместимые компьютеры, Агат, Вектор-06ц, все IBM-PC(кроме junior -там стоял уже рассмотренный SN76489), а так же совместимые
И внезапно в спектрум совместимом компьютере Байт(в спектрумах обычно ставился ay-8910).
Так же использовался в игровом автомате ТИА-МЦ-1 и винрарном синтезаторе RMIF TI-3 (аж 8 штук в качестве генераторов)
Где музон нарыть: в нормальных досах есть qbasic, а следовательно там можно набрать нечто

Код:
PLAY "T120<<e8e8f8g8g8f8e8d8c8c8d8e8e8d12d4"
PLAY "e8e8f8g8g8f8e8d8c8c8d8e8d8c12c4"
PLAY "d8d8e8c8d8e12f12e8c8d8e12f12e8d8c8d8p8"
PLAY "e8e8f8g8g8f8e8d8c8c8d8e8d8c12c4"

Чем создавать: Monotone(DOS), всяческие бейсики, ну или по хардкору ручками
А вообще мы любим наш неказистый спикер, потамушта он у нас один такой, убогонький. И соундбластеров нам ненада.

Отредактировано xak45 (2016-11-02 16:52:37)

0

7

xak45 написал(а):

А вообще мы любим наш неказистый спикер

Тут согласен, спикер наше всё, респект ему и уважуха. Правда, я через него только mp3 гоняю, но фееричное это занятие, скажу я уважаемому All

0


Вы здесь » Downgrade-a » Hardware » Микросхемы звукогенераторов или от меандра до wavetable синтеза


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC